Творческий путь знаменитого архитектора Элиэля Сааринена

Жизненный путь знаменитого финского архитектора и дизайнера Элиэля (Готлиба) Сааринена

Элиэль (Готлиб) Сааринен (1873 - 1950 гг.)
Элиэль (Готлиб) Сааринен родился в 1873 году в Рантасалми. Осенью 1893 года начал учиться архитектуре в политехническом институте, а живописи в университете в Хельсинки, которые успешно окончил в 1897 году.

Еще во время учебы познакомился и подружился с коллегами Германом Гезелиусом и Армасом Линдгреном. Тогда же друзья создали архитектурное бюро, в котором долго и плодотворно сотрудничали.

Программной работой молодых архитекторов стал комплекс частных домов-студий семей Сааринена-Гезелиуса-Линдгрена в Хвитреске, недалеко от Хельсинки. Этот комплекс является ярким представителем архитектурного стиля национального романтизма, возникшего в Финляндии на рубеже ХIХ-ХХ веков.
За период с 1902—1904 годов Сааринен выполнил множество проектов загородных вилл, церквей, банков, активно участвовал в конкурсах.

В поисках национального стиля обращался к традициям финского национального зодчества, применял местные строительные материалы, нарядный орнаментальный декор.

На всемирной выставке в 1900 году в Париже мир внезапно узнает о существовании «финского дизайна» и, буквально, влюбляется в него.
«…Мы возвращаемся к природе и пытаемся найти самое простое применение используемым нами компонентам… Мы не слишком богатая страна, поэтому дизайн должен быть доступен всем…».
Эти и другие высказывания Сааринена реализованы им в удивительных проектах, которые показывают, как из того простого, что дает тебе окружающая природа сделать шедевр.

С опытом увеличиваются и усложняются объекты: здание финского национального музея (1904), железнодорожный вокзал в Хельсинки (1904), жилые дома «Тальберга» и «Олофсборг», генеральный план нового района Хельсинки (1918) и многое другое.

В 1923 году произошел крутой жизненный поворот. После удачного участия в международном конкурсе проектов здания газеты «Чикаго трибюн» (Chicago Tribune), Элиэль Сааринен уехал в США и поселился в Кранбруке, где основал мастерскую и школу искусств.
Saarinen, Карелия, отдых Saarinen, Карелия, отдых Saarinen, Карелия, отдых
Он строил в Чикаго и Детройте, во Франции, Эстонии, Германии, Австралии, Египте. Разрабатывал крупные городские комплексы, и дизайн интерьеров. Все эти годы рядом с ним был сын Ээро, который сделал себе имя в дизайне мебели.

Элиэль Сааринен по праву считается выдающимся финским архитектором конца ХIХ — начала ХХ веков, который начал возрождение Финской национальной архитектуры и принес ей первую мировую известность.
Известно только о трех объектах, которые Элиэль Сааринен построил в Сортавала, которыми, по праву, город может гордиться.
1. В самом центре города Сортавала на пересечении улиц Карельской и Гагарина находится здание, которое занимает Сберегательный банк, здание, которое привлекает к себе внимание всех без исключения.

Здание было построено в 1905 году, и в его облике присутствуют все элементы, свойственные стилю «модерн». Это и асимметричное решение фасадов, свободная планировка помещений, крутые кровли, высокие печные трубы — яркие элементы созданного образа.

А если добавить наличие эркеров, многообразность окон с мелкой расстекловкой, а также использование «растительного» орнамента на фасадах, то получится яркий представитель северного модерна.

Сейчас облик здания значительно отличается от первоначального. Причина не только в изменении рисунка оконных переплетов. В 1935 году известный финский архитектор Ларс Сонк выполнил реконструкцию помещений 1 этажа, что повлекло за собой и изменение фасадов. Окна частично были заложены, а частично расширены до размера витрин.
2. В 1909 году, в 7-ми километрах от Сортавала, на мысе Таруниеми родилось еще одно творение Элиэля Сааринена, известное, как «Дача доктора Винтера». Вот уж действительно здание, в облике которого стилевые особенности финского модерна выражены ярко и мощно.

Верный своим принципам, Сааринен при его строительстве использовал местные материалы. Ступени наружных лестниц выполнены из сердобольского гранита, в облицовку цоколя и массивных колонн 1 этажа вмонтирован бутовый камень, отшлифованный ладожской волной.

Первый этаж каменный, оштукатуренный, второй деревянный, облицован снаружи деревянным лемехом — гонтом.
3. Третий объект – деревянная дача «Дьяконис» на о. Риеккалансаари у залива Майрутлахти, к сожалению, не сохранилась.